? Реставрация икон
You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Реставрация икон
+7 (977) 251-12-34

Почему реставрация должна осуществляться у профессионала?

В настоящее время множество заведений презентуют свою деятельность в качестве реставраторов, а на деле занимаются не реставрацией, а переделыванием, что на языке реставраторов носит уничижительный оттенок. Такую работу нельзя даже назвать реконструкцией. Живопись переписывается заново, перекрывая собой авторские слои. Получается 100 % новодел на старой доске и как правило отвратительного качества и не имеет никакого художественного уровня. После таких вмешательств, произведение может исчезнуть безвозвратно. Настоящая реставрация выполняется мастером с многолетним опытом работы, а не недавним выпускником столярного профессионального технического училища, коих много в так называемых «центрах реставрации». Неопытный специалист в лучшем случае испортит предмет, который в итоге придётся нести профессионалу, стоимость услуг которого значительно возрастёт. Поэтому для настоящего реставратора главное это качество работы. Вот пример подобной реставрации иконы.

После реставрации

Отслоение кусков краски,
лик переписан заново

Во время реставрации

Удаляется новодельный слой,
лик будет восстановлен

И это ещё не самый безнадежный случай. В данном случае икону можно было спасти. Но заказчик переплатил серьёзную сумму. Сначала была оплачена некачественная «реставрация». Затем была оплачена расчистка иконы и удаление всех не квалифицированных подновлений, и приведение иконы в исходное состояние и только после этого встал вопрос о настоящей реставрации иконы. В конечном итоге заказчик переплатил за реставрацию 3 цены.

Стоимость реставрационных работ начинается от пяти - десяти тысяч рублей и достигает нескольких сот тысяч. Стоимость работы складывается из почасовой оплаты труда мастера, расходных материалов, сложности выполняемой работы, сохранности произведения, количества утрат, художественного уровня произведения, наличия не профессионального вмешательства в авторскую живопись.

В наше время сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны все современные люди считают себя образованными людьми. Практически 90 % людей имеют высшее образование. Многие связаны с техникой. Все знакомы с механикой и электроникой. Множество людей разбираются в разных сферах современной жизни. Управляют автомобилями. Каждая бабушка владеет сотовым телефоном и многие общаются в социальных сетях. И при всём этом являются полными невеждами, когда дело касается произведений искусства и особенно икон. И это происходит не в единичных случаях, а массово.

И что самое удивительное, когда это происходит со служителями церкви, настоятелями храмов и монастырей.

В это трудно поверить, но в настоящее время разрушается и, что более удивительно, уничтожается огромное количество икон и произведений искусства. В количествах сопоставимых с временами иконоборчества. И самое страшное, что это делают ни какие-то сектанты – сатанисты или противники веры, а добропорядочные граждане считающие себя истинными христианами.

Люди совершенно ничего не знают об искусстве и особенно о церковном. Говоря при этом, что ничего в этом не понимают. Практически у всех есть дома старые семейные иконы. Но как правильно обращаться с ними никто даже и не задумывается. А от неумелого обращения произведения гибнут. Практически в каждом храме есть старинные иконы, которые хранятся без киотов. К ним прикладываются люди. Служители храмов их усердно протирают и очень тщательно моют, считая при этом, что чем усерднее они их трут мокрыми тряпками, тем больше на них проявится живописи и золота. Для того, чтобы повесить иконы на стены в них вбивают гвозди, заворачивают шурупы. Если иконы трескаются и разваливаются на части, местные умельцы начинают их сколачивать гвоздями. Стягивать саморезами. Склеивать разными клеящими веществами. В общем, отношение к святыням хуже чем к старым доскам на даче при строительстве сарая. И люди, которые творят всё это, даже не осознают, что это уникальная, тончайшая ручная работа. И что отношение к этому произведению должно быть соответствующее. О духовном аспекте отношения к иконам и так всё сказано и написано. Как писал Евгений Трубецкой в своей работе «Икона» умозрение в красках»: "Мы видим почерневшие в храмах иконы не от времени и копоти лампад, а от равнодушного отношения к святыням". И это сказано 100 лет назад.

Какая у людей молитва, такие и иконы.

Вот ещё пример отношения к Святым образам. Икона из одного Подмосковного храма.

До реставрации

Икона без киота
доживает свой век

До реставрации

Обратная сторона иконы
закрашена масляной краской

Во время реставрации

Удаление поверхностных загрязнений
и поздних записей

После реставрации

Открыватся очень яркие
и радостные краски

Все считали, что икона самая обыкновенная и не заслуживает внимания и финансовых вложений на свою реставрацию.

И как можно объяснить подобное отношение к иконе, тем более в Православном храме?

Когда в процессе реставрации с иконы начался процесс удаления поверхностных загрязнений и поздних записей, а так же следов неумелой реставрации, то стали открываться очень яркие и радостные краски.

И только после этого все «прозрели» и начали понимать, какое необыкновенное произведение они имеют. Соответственно уровень и качество и стоимость реставрации были высокими. На полную реставрацию иконы понадобилось 10 месяцев кропотливого труда.

Если говорить о реставрации икон

Кажется странным, но древние иконы в принципе особенно не ценились. Было переписано большое количество икон. Люди даже не могли оценить древнюю иконографию. Особенно это было распространено после Петровского времени под влиянием Западной культуры. Старинные почерневшие образы переписывались по многу раз. Загрязнения, очень часто даже не удаляли. И технологии раскрытия икон и удаления загрязнений до 20 века не было. Практически все национальные святыни, как Богородица Владимирская или Троица Рублева были записаны в разные века. Иногда почерневшую от времени икону украшали металлическим окладом. Добавляли драгоценные камни. Эмалевые вставки. А уникальная яркая и сочная живопись уходила на второй план. В 90 годах 20 века, когда стали открываться иконописные школы и началось возрождение иконописи. И ещё не было реставрации икон в таких масштабах, как сейчас. Все думали, что икона должна быть темной, мрачной. Но оказалось что все старинные иконы написаны яркими, радостными красками.

Несмотря на всё современное изобилие материалов повторить работу старых мастеров невозможно. Можно сделать имитацию, похожую на старую вещь. Но не одна реставрация не заменит руку автора. Сейчас нет тех материалов, пигментов, золота которые использовали старые мастера. Утрачена технология изготовления иконы, техника золочения и живописи. Уникальность работы настоящего реставратора в том и заключается, что бы современными материалами создать иллюзию законченного произведения и при этом сохранить авторскую живопись и налет времени.

Само понятие реставрации появилось в принципе не так давно. В старинных наставлениях по иконному делу описываются вообще варварские способы подновления икон. Варварскими их, конечно, считают современные реставраторы, а в те далёкие времена это было обычным делом. Иконы мыли золой, терли пемзой, соскребали красочные слои, замачивали в воде и потом просто переписывали. Дух этого варварства дошел и до наших дней. Красоту старинных икон начали ценить только с середины 19 века. Люди начали заниматься реставрацией и коллекционированием икон. Многие мастерские в 19 веке даже специализировались на изготовлении икон «под старину».

А вот несколько примеров современного отношения к старым иконам и росписям.

В одном храме на Урале, была аналойная икона. Икона очень почиталась. К ней постоянно прикладывались прихожане. Икону постоянно протирали, мыли водой. Очень трепетно к ней относились. В итоге, вот во что она превратилась.

До реставрации

Отслоение слоев краски
при мытье водой

Во время реставрации

Икона очищена, проклеена,
восстановлен левкас

С иконы смыли весь красочный слой, всю позолоту и до паволоки практически весь левкасный грунт. В результате люди даже стали теряться в догадках, кто именно изображен на иконе. Для спасения иконы пришлось делать не реставрацию, поскольку реставрировать уже было нечего, а реконструкцию близкую к авторскому произведению.

Икона была очищена, проклеена. Был восстановлен утраченный левкасный грунт.

  • Анализ

    Сначала мы изучаем "жизнь" иконы, то есть что стало причиной его плачевного состояния.

  • Проект

    На втором этапе мы отливаем слепок иконы для его последующего восстановления.

  • Замена

    Негодное заменяется новым фрагментом из восстанавливаемых материалов.

  • Итог

    В итоге получаем отреставрированную, выглядящую почти как новую, икону.

Пожалуйста, заполните поля.
×
Остались вопросы?
Оставьте заявку, мы перезвоним Вам и ответим на все Ваши вопросы
 

Консультации
бесплатно

Мы оказываем консультативную помощь абсолютно бесплатно

Подробнее

12*7
Администратор

Мы работаем для Вас ежедневно
7 дней в неделю / 12 часов в сутки

Подробнее

Мы производим как бюджетную продукцию, так и изделия с наращиванием золотом до 2 см.

Наши изделия удовлетворяют требованиям самых взыскательных заказчиков.

Подробнее

Артель

Артель расположена вблизи ст. метро Дубровка. К услугам посетителей выставочные залы магазина, церковная утварь и иные товары. Мы работаем ежедневно кроме государственных и двунадесятых праздников. С понедельника по субботу наши двери открыты с 10.00 до 20.00. По воскресеньям - с 12.00 до 17.00.

К каждому посетителю мы найдем индивидуальный подход. Мы сможем бесплатно проконсультировать Вас по работам и услугам, которые выполняем уже многие годы. На всю продукцию у нас предусмотрена гарантия при условии соблюдения инструкции по эксплуатации и условий хранения.



Администратор

Цеха

Книги

Консультации

Магазин

Доставка

Выбор

Экологичность