Ново-Симоновский монастырь
Артель Ново-Симоновская
На главную Карта сайта Поиск Написать нам Об Артели
+7 (985) 922-19-93
+7 (985) 251-16-27
Как нас найти?
Восстановление
Святыни
Иконостасы Изготовление
куполов
Иконные
доски
Мебель Архив
Фотоматериалы
Артели

Фотоархив
(старинные фото)

     Изготовление куполов, золотые купола, купольно-кровельные работы, золочение

Купола Храм Рождества Христова
Купол
Купол монастыря в г. Мытищи
Купол Старосимонова монастыря
Купола Крестовоздвиженского монастыря
Купол монастыря в с. Сенино

Много лет назад, мы изготовили первый купол на деревянный храм в г. Мытищи. Для этого мы познакомились с опытной бригадой реставраторов-кровельщиков, под руководством Карандаева Виктора Николаевича и с тех пор успешно сотрудничаем.

Купола мы изготавливаем в лучших традициях данного ремесла, только медные методом выколотки или чешуей с юбкой и подзорами. И даем большой срок гарантии, намного больше, чем производители куполов с покрытием нитридом титана. Медные купола дороже, чем другие, но выглядят красивее, особенно под золотом и служат во много раз дольше.

Создание красивой формы дело трудоемкое и основано на большом опыте. Кроме того, это сложное инженерное сооружение. И без опыта сделать купол не легко.

Цена на изготовление куполов зависит от размера купола, метода покрытия, удаленности от места монтажа, количества украшений, устройства неинвентарных или инвентарных лесов. На каждую работу мы составляем смету, которая позволяет заказчику самому выбрать способ исполнения заказа.

Мы не работаем над низкой ценой, мы работаем над качеством и сроком исполнения заказов.

Золотые купола, главы, главки

Хотим сразу оговориться, что многие ассоциируют главы храмов, церквей, монастырей, часовень с куполами, которыми они, собственно, не являются. Информацию, которую вы найдете на нашем сайте позволит Вам понять различия между куполом и главой (главкой).

Главами храмов называют декоративное покрытие, расположенное над куполом и устраиваемое на световых барабанах. В обиходе главой чаще всего обобщенно называют завершение храма, состоящее из барабана, купола и купольного покрытия.

Главками храмов называют декоративное покрытие, расположенное над куполом и устраиваемое не на световых, а на декоративных (глухих) барабанах.

Виды глав (куполов)

Луковичные главы (купола)

Шлемовидные главы (купола)

Грушевидные главы (купола)

Зонтичные главы (купола)

Конусовидные главы (купола)

Самыми распространенными являются луковичные и шлемовидные формы.

Грушевидные главы характерны для «украинского барокко», зонтичные и конусовидные – для закавказской архитектуры. В древнерусском зодчестве они практически отсутствовали.

Первые храмы покрывались посводно, ведь строились они под руководством Византийских мастеров и следовательно были использованы Византийские традиции строительства. Далее, на основании анализа древнерусских изображений, не позднее второй половины XIII века появились луковичные главы, а шлемовидные главы появились не ранее середины XVII века. В связи с частыми пожарами повсеместный переход от посводных покрытий к луковичным мог произойти в течение нескольких десятилетий XIII века.

Любые другие – «нелуковичные» – формы покрытий (зонтичное, конусовидное и пр.) очень редки и является художественной стилизацией.

ЛУКОВИЧНЫЕ ГЛАВЫ (КУПОЛА)

Каркас луковичных глав имеет сложную, «изысканную» форму. В XIII веке, с самого начала существования таких глав, у них была своя собственная, абсолютно уникальная, форма, характеризующаяся килевидным верхом и большим диаметром глав по сравнению с диаметром барабанов. Высота луковичной главы, как правило, не меньше ее ширины.

Поскольку в Древней Руси луковичные главы являлись декоративными покрытиями, основанными на деревянных каркасах, то для них справедливо положение, характерное для истории древнерусского деревянного зодчества: отсутствие архитектурно-археологической информации о луковичных главах старше XVI века не может являться информацией об отсутствии таких глав в реальности.

Луковичная форма глав была использована и в раннемосковских Сионах и кадилах, и в миниатюрах, и в резных иконках, начиная с XIII века, что свидетельствует о том, что эта форма была известна, и имела сакральное значение, а следовательно должна была воплощаться в зодчестве.

Луковичные главы старше рубежа XVI и XVII веков до нашего времени сохранились только на иконах тех времен.

Впервые луковичные главы встречаются в галицко-волынских миниатюрах 1164 года.

В иконографии XIV–XVI веков иногда встречаются другие типы покрытий, а планы Москвы рубежа XVI и XVII веков однозначно свидетельствуют о том, что в это время главы уже были исключительно луковичными. Это подтверждается и изображениями других русских городов.

Теоретически посводные покрытия домонгольского времени могли сохраняться на некоторых второстепенных храмах достаточно долго, но нет никакого сомнения, что к концу XVI века они уже везде были заменены на луковичные (на планах и панорамах конца XVI и XVII века мы видим исключительно луковичные главы).

Таким образом, мы обязаны полагать, что если даже где-либо в мире главы либо купольные своды, имевшие форму, близкую к луковичной, эпизодически возводились и ранее XIII века, то в массовом порядке они впервые появились в Древней Руси.

Исследователи предпринимали попытки объяснить происхождение луковичной формы глав ее символикой, в том числе и лежащей вне системы взглядов православной религии. Надо отметить, что любые архитектурные особенности храмов в обязательном порядке согласовывались с Русской православной церковью, которая ни в коем случае не допустила бы какие-либо языческие, буддийские, мусульманские или иные влияния.

В рамках ортодоксального православия проблему символики луковичных глав пытался решить Е.Н.Трубецкой, писавший: «Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся... Всякие попытки объяснить луковичную форму наших церковных куполов какими-либо утилитарными целями (например, необходимостью заострять вершину храма, чтобы на ней не залеживался снег и не задерживалась влага) не объясняют в ней самого главного – религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре. Ведь существует множество других способов достигнуть того же практического результата, в том числе завершение храма острием, в готическом стиле. Почему же изо всех этих возможных способов в древнерусской религиозной архитектуре было избрано именно завершение в виде луковицы? Это объясняется, конечно, тем, что оно производило некоторое эстетическое впечатление, соответствовавшее определенному религиозному настроению. Сущность этого религиозно-эстетического переживания прекрасно передается народным выражением – «жаром горят» – в применении к церковным главам».

К примеру, в Древней Руси золотом покрывалось сравнительно малое количество глав (только в крупнейших храмах, имевших богатейших ктиторов), а многочисленные зеленые, синие, коричневые и черные главы никаких ассоциаций с пламенем не вызывают.

На столь же субъективном уровне было бы справедливее сравнивать луковичные главы с не пламенем, а с наконечником стрелы, каплей воды или головой воина в шлеме. Последнее толкование – голова воина – в Древней Руси, по-видимому, было наиболее употребительным: это подтверждается и происхождением слова «глава» – «голова», и тем, что главы часто называли также «маковицами» или «лбами», барабаны – «шеями», а скаты кровли храмов – «плечами».

Соответственно, поскольку любые попытки толкования символики глав являлись и являются исключительно субъективными, мы можем констатировать лишь то, что в XIII веке на Руси появились килевидные архивольты закомар, порталов и око. Древнерусским мастерам, устраивавшим над барабанами храмов деревянные конструкции, осталось только объединить и применить в своем творчестве эти уже известные формы. Это ни в коем случае не умаляет значимости их изобретения, обладавшего эстетической самодостаточностью и позволявшего придавать любому храму принципиально новый облик без существенных материальных затрат, что было особенно актуально в тяжелых экономических условиях монгольского ига.

ШЛЕМОВИДНЫЕ ГЛАВЫ (КУПОЛА)

Шлемовидные главы стали появляться в XVII–XVIII веках в достаточно большом количестве как стилизация «под старину» (т.е. как нечто среднее между луковичной главой и простейшим посводным покрытием). Для того, чтобы создать шлемовидную конструкцию, необходимо либо устроить на куполе деревянный или металлический каркас, либо надложить купол кирпичом по форме шлема. Затем на купол или на надкладку обычно ставится подкрестный камень, в отверстие которого вставляется стержень креста. Затем конструкция обшивается кровельным материалом (железом, свинцом, медью, лемехом и пр.). У шлемовидной главы высота всегда меньше ширины.

Шлемовидная глава существенно отличается от простейшего купольного покрытия кровельным материалом непосредственно по своду. И даже если при простейшем посводном покрытии в центр купола ставится подкрестный камень, все равно в итоге форма главы может оказаться близкой к шлему только при очень небольшом куполе. В случае большого купола обложенный металлом подкрестный камень будет выглядеть как незначительный выступ на посводном покрытии.

Шлемовидные главы фигурировали на чертеже владимирских Золотых ворот фон Берка и Гусева (1779 год) и на изображении Дмитриевского собора на одной из панорам Владимира 1801 года .

В XVIII веке был период (вероятно, недолгий), когда и Успенский собор имел шлемовидные главы: об этом свидетельствуют шлемовидные надкладки куполов со следами обмазки, гвоздей и металла. Важно заметить, что надкладки были сделаны из кирпича, следовательно, они не могли относиться к домонгольскому времени – только к XVIII веку.

Шлемовидные главы имеют место быть, но часто срок службы был до возникновения возможности постройки луковичной главы. Затем эти главы, как правило, вновь заменялись на луковичные. Исключением оказался Дмитриевский собор во Владимире, луковичная глава которого была переделана на шлемовидную в конце XVIII века, сохранилась в XIX веке и, по всей видимости, предопределила стереотип «древности» такой формы глав и их «широкого распространения в домонгольской Северо-Восточной Руси». В дальнейшем этот стереотип, распространился и на древнерусское зодчество XIV–XVI веков.

Массовое появление на Руси больших форм купольных покрытий вызвано не необходимостью избежать скапливания снега и утепления, а для вытягивания вверх пропорций церковных зданий и надежного крепления больших крестов. По центру главки (купола) находится мачта, на которую крепится крест. С боков мачта крепится журавцами. Дополнительно для крепления больших крестов использовали цепи.

Более подробно о куполах и главах (главках) можно прочитать у Заграевского С.В. "Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов". М., 2008.

Информация, связанная с золотыми куполами:

Золотые Купола - текст и слова песни Михаил Круг. Скачать текст (слова) золотые купола.
Золотые Купола - текст и слова песни Евгений Белоусов. Скачать текст (слова) золотые купола.

Артель "Ново - Симоновская"
Москва, ул. Восточная, д. 2, корп. 1
метро "Автозаводская"
тел. (985) 922-19-93
тел. (985) 251-16-27
E-mail: artel69@mail.ru
Поиск